Свидетель: у подсудимых по делу о нападении на Нальчик при задержании не было травм
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сегодня в Верховном суде Кабардино-Балкарии на процессе по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике показания дал Хаджисмель Губачиков, на момент нападения на Нальчик занимавший должность заместителя командира взвода ОМОН МВД КБР. По его словам, при задержании у подсудимых не было телесных повреждений.
Свидетель рассказал, что был в составе первой группы, прибывшей на дачу "Ландыш" после того, как в дежурную часть поступило сообщение о нахождении там подозрительных людей. Находившимся в дачном доме лицам было предложено выйти и сдаться. В ответ со стороны дачи раздались выстрелы из пистолета, а потом и из автомата.
"Мне пришлось упасть на землю и выбираться из зоны обстрела", - рассказал Губачиков. Далее свидетель рассказал, что, когда рассвело, они осмотрели дом и обнаружили там оружие, рации, рупор, а также аммиачную селитру в бидонах.
Утром поступила информация о нападении на другие объекты, и ему пришлось выдвигаться в город. По словам свидетеля, он был на месте боестолкновения на перекрестке улиц Ленина и Кулиева, в районе третьего отдела, а также в окрестностях города Чегем, где в кукурузном поле были ликвидированы боевики.
Свидетель рассказал о перестрелке на площади Абхазии. "Там стояли белая "шестерка" и темная "девятка". Темная "девятка" была повреждена. Один из находившихся в машине боевиков был еще жив. Возле колес лежал пистолет, а внутри, рядом с водителем - автомат "Кедр". Было ли еще другое оружие – свидетель не помнит. К раненому боевику, по его словам, вызвали "Скорую помощь МВД". Его повезли, как полагает свидетель, в республиканскую клиническую больницу.
Далее свидетель был возле МВД, где, как он сказал, уже ничего не происходило. Оттуда он вместе с другими сослуживцами направился в сторону 1-го ОВД, где продолжалось боестолкновение. Свидетель сказал, что он не стрелял. По ходатайству обвинения были оглашены его предварительные показания, где он говорил, что в районе 1-го ОВД он принял участие в боестолкновении, в результате которого был убит один боевик, а другой ранен в ногу. Свидетель подтвердил, что так и было, просто он забыл за давностью времени.
Далее Губачиков, по распоряжению начальства, в качестве личной охраны сопровождал начальника ГИБДД Арсена Кудаева, который поехал в сторону 3-го ОВД, где также происходила перестрелка.
"В момент перестрелки из здания 3-го ОВД вышел стажер с белой майкой в руке. Он сказал: "Не стреляйте, там живой щит из людей". Кудаев кому-то позвонил, и ему сказали, что отдел захватили две группы боевиков, одна из которых вошла через главный вход, а другая - с торца, и удерживает заложников", - рассказывал свидетель.
После обеда, по его словам, он получил распоряжение поехать в город Чегем, где в окрестностях города, в кукурузном поле также происходила перестрелка с лицами, которые, как он узнал позже, после нападения на полк ППС пытались скрыться. Стрельбу по боевикам в кукурузном поле вели два вертолета.
Позже он получил распоряжение забрать трупы боевиков. Он подъехал к ним на БТРе. Возле трупов в радиусе двух-трех метров было разбросано оружие – автомат с поврежденным прикладом, карабин СКС. У одного из боевиков было обнаружена граната. Трупы погрузили и привезли в Чегемский РОВД, где уже были люди в штатском, оперативно-следственные группы.
Подсудимых интересовало, почему трупы боевиков не были осмотрены на месте, почему именно им было приказано забрать трупы, когда там находилось множество других подразделений силовых структур. Они также спрашивали, смотрел ли трупы Шогенов (на тот момент министр внутренних дел республики). Свидетель ответил, что ему было приказано забрать трупы, и что министр, осматривал их.
Адвокат Магомед Абубакаров опрашивал Губачикова, участвовал ли он в проведении адресных проверок в отношении лиц, исповедующих радикальный ислам. Свидетель ответил утвердительно.
"Что это были за мероприятия?", - спросил адвокат. "Выезжали, проверяли…", - ответил свидетель. На вопрос, как определяли, куда ехать, Губачиков ответил, что "сверху говорили, давали адреса". "С нами были представители ФСБ, прокуратуры, проверку проводили они, а мы обеспечивали огневое прикрытие", - отметил свидетель.
На вопрос, задерживались ли лица, исповедующие радикальный ислам, Губачиков ответил утвердительно. По его словам, обычно в таких проверках участвовало человек 15.
"Были ли инструкции, как вести себя во время таких проверок?", - спросил адвокат. "Да. Нам говорили не выходить за рамки законности, потому что информация может оказаться неверной", - ответил Губачиков.
По его словам, задержанных доставляли в МВД. На вопрос, слышали ли он о применении к задержанным насилия, свидетель ответил отрицательно.
Далее адвокат спросил, задерживал ли он после событий кого-либо из участников. Свидетель ответил утвердительно. По его словам, он участвовал в задержании подсудимых Хакулова и Келеметова. Адвокат поинтересовался, были ли у них на лицах следы телесных повреждений. Свидетель ответил, что телесных повреждений не было.
Тогда Абубакаров обратился к суду с ходатайством продемонстрировать фотоснимок Келеметова, сделанный после задержания, где у него на лице имеются телесные повреждения. Обвинение возразило против фотоснимка, заявив, что неизвестно, что это за фотоснимок, и в деле его нет. Суд отклонил ходатайство. При этом свидетель подтвердил, что никаких телесных повреждение на лице Келеметова при задержании не было.
Свидетелю участниками процесса было задано множество других вопросов.
Сегодня также были опрошены еще два свидетеля – сотрудник Центра "Т", и сотрудник ГИБДД.
Напомним, 25 июня судебный процесс по уголовному делу по событиям 13 октября 2005 года в Верховном суде Кабардино-Балкарии был отложен до 9 июля из-за болезни одного из подсудимых - Сергея Казиева. 9 июля на процессе возобновились судебные слушания. Суд продолжил опрос свидетелей по эпизоду «Ландыш», откуда по материалам уголовного дела готовилось нападение на Управление по борьбе с организованной преступностью МВД КБР. Свидетельские показания в тот день давал старший оперуполномоченный управления уголовного розыска МВД КБР Анзор Болиев.
22 июня Верховный суд Кабардино-Балкарии продлил срок содержания под стражей всем подсудимым еще на три месяца. Такое решение суд обосновал тем, что подсудимые обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и могут оказать воздействие на свидетелей.
За три дня до этого, 19 июня, многие подсудимые выступили с ходатайством об освобождении их под подписку о невыезде или о смене меры пресечения на домашний арест. Ходатайство было поддержано адвокатами. Подсудимые ссылались на ухудшение здоровья и ходатайствовали также об изменении меры пресечения Сергею Казиеву из-за болезни.
На скамье подсудимых - 58 человек. Они обвиняются в том, что 13 октября 2005 года в составе вооруженной преступной группы совершили нападение на объекты силовых структур Кабардино-Балкарии.
Обвиняемым инкриминируется причинение смерти 35 сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим, 15 лицам из числа гражданского населения, причинение вреда здоровью различной тяжести и морального вреда 223 лицам, имущественного ущерба физическим и юридическим лицам на общую сумму более 54 млн. рублей.
По делу потерпевшими и гражданскими истцами признано 440 человек, свидетелями - более 1500 человек. Материалы дела составляют более 1300 томов. Во время пресечения нападений убиты 92 участника группы.
Отметим, что большинство подсудимых свою вину не признают. Часть из них признали вину только по одной статье 222 УК РФ - ношение и хранение оружия.
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске