HRW: в Чечне продолжается карательная практика против родственников предполагаемых боевиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Чечне силовики по-прежнему применяют карательную практику против родственников предполагаемых боевиков, уверены в российском отделении международной правозащитной организации Human Rights Watch, которая 2 июля в Москве провела пресс-конференцию, посвященную выпуску доклада "Расплата за детей. Поджоги домов в Чечне как форма коллективного наказания".
Авторы доклада констатируют, что в Чечне продолжаются нарушения прав человека, несмотря на официальное окончание контртеррористической операции.
В новом докладе организации документирована устойчивая карательная практика республиканских силовых структур в отношении родственников боевиков.
Субъектами нарушений прав человека в отношении родственников боевиков, по мнению правозащитников, теперь выступают главным образом республиканские силовые структуры, которые фактически контролируются президентом Рамзаном Кадыровым.
Лица из числа боевиков, причастные к таким тяжким преступлениям, как, например, убийства или поджоги, должны привлекаться к ответственности по закону и в соответствии с международными стандартами справедливого суда. Однако преступления боевиков, даже самые вопиющие, никоим образом не могут служить оправданием для использования тех же средств официальными структурами при выполнении задач по подавлению вооруженного сопротивления, уверены в Human Rights Watch.
За период с июня 2008 г. по март 2009 г. российское отделение Human Rights Watch располагает данными о 25 случаях карательных поджогов домов, предположительно совершенных республиканскими силовыми структурами, в семи районах Чечни: Курчалоевском (10 эпизодов), Шалинском (6), Веденском (4), Наурском (2), Шатойском (1), Ачхой-Мартановском (1) и Грозненском (1). За неделю до выпуска доклада к ним поступила информация, что примерно в пять часов утра 18 июня неустановленные сотрудники силовых структур сожгли еще два дома: они принадлежали пожилым родителям предполагаемого боевика в селе Энгель-Юрт Гудермесского района.
Во всех случаях кто-то из членов пострадавшей семьи считался боевиком (обычно это сын или племянник), констатируют правозащитники. Как правило, перед поджогом правоохранительные органы и местная администрация требовали вернуть родственника домой, угрожая в противном случае самыми серьезными последствиями. Иногда поджоги происходили "по горячим следам" после вылазки боевиков в данной местности и производили впечатление сиюминутных акций возмездия.
В докладе подробно документированы 13 случаев карательных поджогов. Как правило, все происходило в темное время суток. Вооруженные люди - нередко в масках - приезжали на нескольких машинах, врывались во двор и выгоняли семью на улицу. Они вели себя грубо, не обращая внимания на просьбы и уговоры со стороны семьи. Соседей, которые пытались вступиться, отгоняли в сторону.
При этом семью зачастую прямо предупреждали, что попытки жаловаться ни к чему хорошему не приведут. Неудивительно, что пострадавшие подавали жалобы в прокуратуру лишь в трех известных российскому отделению Human Rights Watch случаях. Еще в трех случаях они обращались к российскому Правозащитному центру "Мемориал", чтобы тот поставил соответствующие вопросы перед властями.
Однако, на момент подготовки настоящего доклада по фактам карательных поджогов домов не было возбуждено ни одного уголовного дела.
На сегодняшний день Европейский суд по правам человека уже более чем в сотне решений признал правительство России ответственным за серьезные нарушения в Чечне. По существу решения остаются невыполненными, и дела не расследуются. Один из республиканских чиновников прокомментировал в интервью российскому отделению Human Rights Watch, что эта ситуация приучает людей считать безнаказанность нормой.
По мнению авторов доклада, федеральные и республиканские власти должны немедленно пресечь практику коллективного наказания, включая поджоги домов, в отношении семей боевиков и обеспечить реальное привлечение к ответственности лиц, причастных к этим и другим нарушениям прав человека.
"Обеспечение ответственности предполагает и должное исполнение решений Европейского суда по жалобам заявителей из Чечни. Международные партнеры России, в первую очередь европейские государства и США, должны в рамках многосторонних форумов и двусторонних контактов призывать Москву прекратить практику коллективного наказания и покончить с безнаказанностью нарушений в Чечне", - указывается в докладе.
В конце марта "Кавказский узел" сообщал, что по утверждению эксперта Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбека Апаева, что сотрудники российских и местных силовых структур фактически терроризируют население ряда населенных пунктов Ачхой-Мартановского района Чечни.
Сын Аслана Масхадова Анзор Масхадов ранее заявлял, что его и родных шантажируют, предлагая вернуться на родину, в противном случае угрожая расправой родственникам, живущим в Чечне. Президент Чечни Рамзан Кадыров опроверг эту информацию.
В 2005 году, шестимесячный сын Докку Умарова, его жена и престарелый отец захватывались в заложники. Позже жена и ребенок Умарова были освобождены, а о судьбе его отца до сих пор ничего не известно.
Одним из наиболее известных случаев ухода из лагеря боевиков стала явка с повинной в марте 2004 года бывшего министра обороны Ичкерии Магомеда Хамбиева (ныне депутат парламента Чечни). По данным правозащитных организаций, Хамбиев был вынужден сдаться местным властям, после того как сотрудники службы безопасности президента Чечни захватили в заложники около 40 его ближайших родственников, включая женщин и подростков.
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске