В Абхазии во время "круглого стола" было заявлено о необходимости дискуссий в Женеве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Круглый стол" на тему "Об участии Абхазии в переговорном процессе в контексте обеспечения стабильности и безопасности в Закавказье" состоялся в Сухуме с участием абхазских экспертов и политологов, которые пришли к выводу, что дискуссии в Женеве необходимы.
Дискуссию организовал абхазский филиал Фонда "Институт евразийских исследований". В работе "круглого стола" приняли участие министр иностранных дел Сергей Шамба, секретарь Совета Безопасности Станислав Лакоба, советник президента по внешней политике Вячеслав Чирикба, руководитель Центра стратегических исследований при президенте Олег Дамения, директор Центра гуманитарных программ Арда Инал-ипа, политолог Ираклий Хинтба, заместитель председателя Партии ЭРА Илья Гамисония, сотрудники МИД Наталья Арлан и Алиса Сулава.
Участники дискуссии обменялись мнениями по поводу того, чего следует ожидать от женевского процесса в целом, и от очередного пятого раунда, в частности, реальна ли выработка международно-правового механизма предотвращения конфликтов, и насколько плодотворна деятельность этого процесса.
"В обществе бытуют различные мнения: одни отрицают полностью женевский процесс как бесперспективный, другие возлагают на него большие надежды, ожидая достижения какого-то согласования действий всех участников дискуссий, который может привести к принятию важнейшего решения, способного обеспечить мир и стабильность на Кавказе", - сказал руководитель абхазского филиала Фонда "Институт евразийских исследований" Сократ Джинджолия.
По его мнению, "женевские дискуссии - один из главных инструментов поиска международным сообществом путей достижения согласованных действий по сохранению мир, однако заметных результатов их участники за это время не смогли достичь".
"Вопрос обеспечения безопасности и стабильности не ограничивается женевским процессом, в котором все участники выступают в личном качестве, - сказал Сократ Джинджолия. - Многочисленные встречи руководства Абхазии, деятельность МИД республики служит этой задаче. К этому процессу подключены и общественные организации".
По мнению Джинджолия, августовские события 2008 года наглядно показали, насколько хрупок мир на Кавказе. "Необходимость выработки механизма сохранения мира почувствовали все государства региона", - отметил руководитель абхазского филиала Фонда "Институт евразийских исследований", напомнив об инициативе Турции по созданию платформы стабильности и сотрудничества и предложениях Ирана, дальше которых, по его словам, дело так и не пошло.
"Участвуя в международных дискуссиях по безопасности на Кавказе в рамках Женевского процесса, мы, тем самым закрепляем наши позиции на международной арене", - сказал министр иностранных дел Сергей Шамба.
Он не согласен с мнением о том, что эти дискуссии безрезультатны. "Результат в том, что мы участвуем в международном процессе не как сторона в конфликте, а как равноправный участник. И представитель Госдепартамента США, и Российского МИДа, и Абхазии, и Грузии - все участвуют в личном качестве, но на равных. Это имеет большое значение. Никто не ждет от этих консультаций достижения высокого уровня безопасности для нас. Мы вопрос нашей безопасности обсуждаем в другом направлении и наш основной вектор известен. Вместе с тем я не согласен с теми, кто считает, что у нас должен быть только один вектор. Мы не должны отсекать себя от всего остального мира", - сказал Шамба.
По мнению главы МИД, вопрос признания европейскими государствами независимости Абхазии может рассматриваться объективно лет через 10, и к этому нужно стремиться. "Мы достигли нашей основной цели, преодолели самый важный рубеж, но мы должны и дальше работать, чтобы переориентировать другие страны, - отметил Шамба. - Ведь страны, признавшие нас, тоже совсем недавно заявляли, что признают территориальную целостность Грузии, но наша упорная последовательная борьба и другие факты сложились так, что они признали нас".
Сергей Шамба считает, что не нужно отталкивать Европу, несмотря на то, что сегодня там заявляют о том, что не признают независимость Абхазии. "Наши действия и дальше должны быть такими же целенаправленными, упорными, рассчитанными на длительный путь. Мы должны запастись большим терпением и двигаться вперед", - подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.
При этом Шамба отметил, что в том же Женевском процессе с самого начала Абхазию не считали равноправным участником дискуссий. "Грузинская сторона настаивает на проведении пленарного заседания без участия представителей Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Мы заявили, что в таком случае не будем далее участвовать в дискуссиях, и пленарные заседания под нашим давлением тоже не проводятся", - сказал Шамба.
Он также отметил, что изначально в ходе дискуссий предлагалось создать шестисторонний механизм по взаимодействию и реагированию на инциденты по безопасности (наподобие еженедельных четырехсторонних встреч, проводимых в Гальском районе) с участием ОБСЕ и ЕС. (Ранее во встречах участвовали Абхазия, Грузия, российские миротворцы и военные наблюдатели ООН).
"Мы заявили, что не допустим ОБСЕ для участия в этих встречах, и уже на следующем раунде предлагался пятисторонний формат, в котором ЕС предлагался в качестве председательствующего, на что мы, конечно же, не согласились, - отметил Шамба. - Мы заявили, что в этом механизме должна председательствовать ООН, поскольку в ее лице мы видим такую международную структуру, которая не может однозначно от имени организации заявлять о том, что не признает нас. В ООН есть страны, признавшие нас, а в Совете Безопасности ООН - Россия, которая на самом высоком уровне может отстаивать наши интересы и даже блокировать некоторые решения. Поэтому мы заинтересованы в сохранении присутствия ООН".
По словам Шамбы, "Европейский Союз, хоть и заявляет от лица всей организации, что не признает нас, в то же время и они не хотят окончательно терять с нами связь". "Наша работа должна быть направлена на то, чтобы сохранять связи со всеми. Мы активно работаем на Ближнем востоке, мы разговариваем со многими, которые готовы с нами сотрудничать. Нужен центр, который будет пропагандировать Абхазию и т.д. Мы работаем на всех направлениях, хотя признание пока нереально", - подчеркнул Шамба.
В близкой перспективе, по его словам, признания можно ожидать от стран, не входящих в ЕС, и в более отдаленной перспективе - от европейских государств, с которыми нужно работать.
Говоря об ожиданиях от нового доклада Генсека ООН, который будет опубликован в начале мая, Шамба сказал: "В этом докладе ничего не будет сказано о мандате Миссии ООН. В то же время мы ожидаем, чтобы там не было понятия МООННГ - Миссия ООН по наблюдению в Грузии (UNOMIG) и необоснованной критики в наш адрес". Что касается мандата Миссии, то по этой теме ведется полемика.
Советник президента по внешней политике Вячеслав Чирикба, в свою очередь отметил, что международные дискуссии в рамках Женевского процесса - это не переговоры, а консультации, и документы, согласованные там, не имеют статуса договоров.
"Это долгий процесс, который не может привести к разовому результату, в то же время этот процесс должен вестись, потому что конфликт с Грузией не разрешен, он в стадии холодной войны, и на каком-то этапе нам нужно будет нормализовать отношения с соседями, - сказал Чирикба. - Во-вторых, это не является инициативой Абхазии. Россия сама настояла на том, чтобы Абхазия и Южная Осетия участвовали в этом процессе".
Вячеслав Чирикба убежден, что присутствие Абхазии на мировой арене очень важно. "Мы должны участвовать в этом процессе как признанное государство, должны постоянно заявлять о себе. Это очень важный аспект, о котором нельзя забывать", - подчеркнул Чирикба.
По его мнению, нельзя в одночасье достичь максимальных результатов, нужно шаг за шагом добиваться поставленных целей. "Определенные подвижки уже есть. Мы четвертый раз встречаемся, и каждый раз атмосфера меняется. Я думаю, это очень важный процесс, и Абхазии нужно в нем участвовать", - подчеркнул Чирикба.
"Европейский Союз не является монолитом. Там много государств, которые имеют разное мнение - от негативных - до сдержанных и нейтральных. Проблема в основном в отсутствии информации. То же самое было с ООН в самом начале процесса. Теперь все меняется, здесь будет то же самое. Через несколько лет будет совершенно другой уровень взаимодействия. Конечно, мгновенного признания не будет, у них общая политика, и там США диктует свои интересы, и, тем не менее, работать надо со всеми - и с ООН, и с ОБСЕ, и с ЕС, тесно сотрудничать с РФ. "От этого мы реально выиграем, и, по крайней мере, ничего не потеряем", - уверен Вячеслав Чирикба.
По мнению секретаря Совета Безопасности Станислава Лакоба, Абхазия мало делает для того, чтобы ее голос был слышен во всем мире. По его словам, необходим англоязычный сайт, который читали бы во всем мире, чтобы люди из первых уст узнавали бы достоверную информацию.
По мнению секретаря Совета Безопасности, женевский процесс также нужно использовать для того, чтобы об Абхазии как можно больше узнали в мире. В то же время, по его словам, не нужно идти на какие-то уступки, и любой ценой вести консультации.
Вячеслав Чирикба также считает, что Абхазия должна сыграть активную роль при создании нового мандата миссии ООН. "Этот вопрос не может решаться без нашего согласия, потому что мы являемся активной стороной этого процесса", - сказал советник президента по внешней политике.
Директор Центра гуманитарных программ Арда Инал-ипа отметила, что Абхазию все время заставляют делать выбор - "либо Европа, вместе с вопросами, связанными с Грузией, либо никак". По ее словам, "на каждой площадке, и в каждом переговорном процессе, в том числе женевском, нужно ставить задачу вычленять отдельно вектор взаимоотношений с Европой".
Она также отметила, что республика всего лишь вначале пути признания, хотя "Россия и заинтересована, чтобы Абхазия вела себя и действовала как самостоятельное государство и пыталась завоевывать свое место в международном пространстве. Иначе Россия не призывала бы нас быть гибкими в самом начале женевского процесса. Что касается присутствия здесь ООН, то оно создает больший доступ представителей других государств к Абхазии, и это очень важно".
Директор Центра стратегических исследований при президенте Олег Дамениа считает, что Абхазии необходимо практиковать проведение правовых экспертиз и руководствоваться оценками экспертов. "Мы должны иметь свою позицию, и показывать, что мы самостоятельные игроки. Я не разделяю мнения об одновекторной политике", - отметил Дамениа.
Как отметил политолог Ираклий Хинтба, в абхазском обществе существуют две противоположные позиции - кто-то считает, что конфликт с Грузией завершен, другие считают, что конфликт находится в другой фазе, и переговоры необходимы. "То же самое относительно международного присутствия - кто-то говорит, что при относительной гарантии безопасности со стороны РФ Миссия ООН не нужна, кто-то полагает, что без международного присутствия международного признания Абхазии достичь невозможно", - отметил Хинтба.
Вместе с тем он подчеркнул, что в мире, и в первую очередь в Европе, существует невероятно искаженное представление об Абхазии. "Иногда поражаешься тому, что слышишь о нас. Поэтому международное присутствие здесь - это канал нашего информационного воздействия на мир. В любом случае, доклады Генсека читают многие в мире. Там в последнее время стала появляться достаточно объективная информация о том, что происходит в Абхазии и это имеет большое значение", - считает политолог.
Ираклий Хинтба также считает необходимым участие Абхазии в Женевском процессе. "Участвуя в них, мы, так или иначе, находимся на европейской арене, мы заявляем и отстаиваем свои позиции, мы не закрываемся от международного сообщества, а это очень важно. Я не согласен с тем, что эти консультации нерезультативные", - сказал политолог.
Подводя итоги "круглого стола", Сократ Джинджолия подчеркнул, что "признанность Республики Абхазия Российской Федерацией и Никарагуа, накладывает на нас большую ответственность, поскольку мы перешли в другое качество". "Переговоры с Грузией изначально имели целью достижение добрососедских отношений с этой страной, поскольку развести нас в разные стороны невозможно. Эта цель остается, и когда-нибудь она будет достигнута, - сказал эксперт. - Женевский процесс вызывает много вопросов, потому что в результативность его в нынешнем виде поверить невозможно. Но с точки зрения участия в нем и возможности озвучить свою позицию хотя бы в узком кругу, тоже важно. Поэтому позиция Абхазии в этом отношении правильная".
По мнению Сократа Джинджолия, нельзя сказать, что у Абхазии ущербная политика. "Может быть существующие настроения, направленные против участия Абхазии в Женевском процессе и присутствия здесь ООН, вызваны неинформированностью. Это мешает во многом", - сказал Джинджолия.
Напомним, очередная, пятая встреча в Женеве намечена на 18-19 мая. Сергей Шамба ранее заявил, что Абхазию устраивают намеченные сроки.
30 марта в Сухуме побывали все три сопредседателя Женевского процесса - Йохан Вербеке (ООН), Пьер Морель (ЕС) и Харлампос Христопулос (ОБСЕ), которые предлагали провести пятый раунд дискуссий в середине апреля, но Шамба, с которым встречались спецпредставители ООН, ЕС и ОБСЕ, заявил, что Абхазия готова участвовать в женевском процессе только после принятия нового мандата Миссии ООН. "Принятие нового мандата Миссии ООН будет своего рода тестом на то, как меняется отношение к нам", - заявил Сергей Шамба.
По окончании встречи с Шамбой, отвечая на вопрос о мандате Миссии ООН, спецпредставитель генсека ООН Йохан Вербеке сказал, что "в соответствующих структурах проводятся встречи, посвященные этой проблеме". "В рамках этих встреч обсуждаются контуры новой модели мандата. При наличии доброй воли и желания сторон, мы убеждены в том, что есть возможность для создания нового мандата ООН, совершенно не похожего на предыдущий", - сказал Вербеке.
Что касается названия миссии, то, по словам Вербеке, это "крайне важный вопрос, но решение по нему будет приниматься членами Совета Безопасности ООН".
Отметим, что дискуссии в Женеве проводятся в соответствии с договоренностями президентов России и Франции Медведева и Саркози, достигнутыми сразу по следам августовских событий 2008 года в Южной Осетии. Целью дискуссий является решение вопросов обеспечения безопасности для Абхазии и Южной Осетии.
Дискуссии проводятся под совместным сопредседательством ЕС, ООН, ОБСЕ. В них участвуют Россия, США, Грузия, Абхазия и Южная Осетия. Первый раунд переговоров состоялся 15 октября 2008 года, второй с 18 по 19 ноября прошлого года, третий - 18-19 декабря 2008 года, четвертый - 17-18 февраля 2009 года.
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47