Армянские юристы из Франции представили доклад о поствыборных событиях в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Французское общество армянских адвокатов и юристов (ФОААЮ), проводившее в Армении исследовательскую и наблюдательскую миссию с 7 по 12 мая, опубликовало доклад относительно событий, произошедших в феврале-марте 2008 года в Ереване.
В состав миссии ФОААЮ вошли члены палаты адвокатов Парижа Александр Асланян, Вержине Бланшин, Александр Куюмджян, Сильви Папазян, Анаит Папазян и Жерар Чолакян.
Говоря о мотивации введения чрезвычайного положения в Ереване, авторы доклада пишут: "Согласно официальной версии, это средство ограничения общественных свобод стало необходимым из-за того, что некоторые митингующие применили огнестрельное оружие в отношении сотрудников правоохранительных служб, тогда как последние оружия не применяли. Однако многочисленные факты позволяют усомниться в истинности этой версии".
Выводы доклада разбиты на несколько блоков, часть из которых "Кавказский узел" представляет в прямом изложении.
"Первое. Мы считаем, что задержания и аресты наиболее значимых лиц были совершены с нарушением элементарных норм уголовно-процессуального права. Иначе говоря, депутаты парламента Акоп Акопян и Мясник Малхасян были арестованы 2 марта; между тем, Национальное Собрание лишило их депутатской неприкосновенности только 6 марта.
То же самое касается заместителя Генерального прокурора Гагика Джангиряна. Его арест был совершен с применением грубой силы со стороны приблизительно 40 вооруженных человек в масках; в таких условиях обычно ловят опасных преступников - рецидивистов. Между тем, до его ареста ему не было предъявлено никакого обвинения.
Прежде всего, против него было возбуждено только уголовное дело по обвинению в незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия. Между тем, оружие было обнаружено в багажнике его машины только во время обыска. Поскольку в деле отсутствуют какие либо следственные действия проведенные накануне дня ареста, можно предположить, что сам его арест связан с его выступлением накануне на митинге оппозиции.
Одновременно, содержание его под стражей свыше 72 часов без предъявление обвинения и проведение среди ночи заседания суда с целью узаконить его пребывание под стражей (на 4 часа позже срока установленного уголовно-процессуальным кодексом), является серьезным нарушением действующего законодательства и должно быть немедленно пресечено судом высшей инстанции.
Эти действия наводят нас на мысль о том, что происходили преследования по политическому признаку и использование судебного решения для сокрытия нарушения закона.
Второе. Что касается тяжести часто предъявляемых обвинений, например: захват власти вооруженным путем или нарушение основ конституционного строя, то предъявление таких серьезных обвинений должно подкрепляться наличием четких и весомых фактов. Однако в тех материалах, которые нам удалось собрать, такого рода факты в своем большинстве отсутствуют.
Руководитель избирательного штаба Левона Тер-Петросяна Александр Арзуманян уже более двух с половиной месяцев находится под стражей. В течение этого срока он не встречался с каким-либо следователем, и ему четко не известна причина содержания его под стражей.
Здесь мы должны также отметить, что Александр Арзуманян уже однажды преследовался в судебном порядке и подвергся многомесячному заключению по причине того, что в его квартире было найдено несколько десятков тысяч долларов США, незаконность которых так и не была доказана. Это уголовное дело до сих пор не закрыто.
Что касается выражения "Мы победим", которое произнес во время одного из митингов председатель правления "Армянского общенационального движения" (АОД) Арарат Зурабян, который преследуется из-за этого, то очень сложно представить, что это есть попытка захвата государственной власти, поскольку речь идет о лозунгах кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна, которые написаны на плакатах.
Таким же образом, многие видеокадры зафиксировали, что депутаты парламента Акоп Акопян и Мясник Малхасян во время митинга 1 марта играли роль миротворцев, поведение которых несовместимо с попыткой государственного переворота, что и подтвердилось во время встречи с ними.
Все эти факты свидетельствуют о том, что преследования носят политический характер.
Кроме двух вышеупомянутых пунктов было бы к месту сказать о случаях насилия, которое осуществлялось во время ареста и предварительного заключения. На лице Давида Аракеляна, под левым глазом, даже через два с половиной месяца после ареста, были видны следы побоев. Его арестовали утром 1 марта, когда он удалялся от оперной площади. После чего его вместе с тремя другими лицами бросили в машину специального полицейского подразделения, где его били ногами и дубинками, в результате чего у него были сломаны ребра.
Нужно отметить, что законные вопросы, поставленные в докладе Защитника прав человека по сей день остаются без ответа.
Говоря об операции освобождения оперной площади от митингующих утром 1 марта, власти представляют ее как операцию поиска спрятанного оружия и боеприпасов. Съемки общественного телевидения Армении, в первую очередь, самым детальным образом образом показывают склонившихся под деревьями полицейских, которые находят какие-то гранаты, патроны и пистолеты. Эти видеосъемки широко использовали для распространения идеи о том, что в это день демонстранты были намерены совершить переворот с использованием силы. Между тем, остается загадкой, почему полицейские трогают и показывают это оружие без попыток сохранить элементарную предосторожность, которая необходима для сохранения отпечатков пальцев в качестве доказательства при идентификации лиц собирающихся применить это оружие.
В конце концов неясно, почему ни одно из возбужденных уголовных дел напрямую не связано с этим найденным оружием.
Что касается причин смерти 10 человек, а также причин введения чрезвычайного положения, то и здесь есть множество вопросов, которые пока не получили ответов. Согласно официальной версии, введение чрезвычайного положения было мотивировано тем, что были некоторые митингующие, которые использовали огнестрельное оружие против сотрудников правоохранительных органов, между тем, последние не использовали оружия.
Множество сведений дают нам право усомниться в этих фактах, так:
- заснятые кадры свидетельствуют, что сотрудники правоохранительных органов применили оружие. Они использовали трассирующие пули, применение которых, тем не менее, строго регламентировано, стреляя в людей на уровне человеческого роста,
- некоторые жертвы и ранения произошли на улице Лео - на расстоянии в несколько сот метров от митинга, более того, за цепочкой правоохранителей. Учитывая расположение места происшествия, кажется маловероятным, что несколько десятков человек могли бы на этой маленькой улочке создать такую ситуацию, которая вынудила бы власти пойти на крайние меры,
- некоторые жертвы были убиты выстрелом сзади либо в голову, что стимулирует слухи о присутствии на месте снайперов,
- некоторые жертвы не являлись сторонниками оппозиции и не принимали участия в митингах,
- были разграблены магазины, находящиеся на проспекте Маштоца, что достаточно далеко от места, где был митинг. Грабеж сопровождался поразительным попустительством многочисленных полицейских.
И, наконец, такие вопросы, как присутствие армии, время ее прибытия, характер использованных оружия и боеприпасов, решение об открытии огня против демонстрантов, неясны по сей день.
Несмотря на множество возбужденных дел, мы не нашли, что начался судебный процесс для того чтобы найти тех кто стрелял, независимо от того, являются жертвы гражданскими лицами или полицейскими.
Наконец мы хотели бы закончить судьбой семей погибших в трагическую ночь 1 марта.
Ни один из них во время осуществления нашей миссии не представил жалоб. Согласно имеющимся сведениям на них оказывается давление или же им предложили денежные суммы для того, чтобы "перевернуть страницу", а также оплатили расходы на похороны. Те, кто готов согласиться с предложениями такого рода, боятся, что могут подвергнутся преследованиям как правдоискатели со всеми вытекающими последствиями.
И более того, даже по сравнению с семьями арестованных, семьи погибших остаются в ужасном одиночестве и перед сомнениями, которые судебная система отказывается развеять.
Как требование ПАСЕ осуществить независимое экспертное расследование, так и освобождение всех задержанных властями арестованных и восстановление прав семей жертв погибших с помощью адвокатов, выявление правды относительно этих событий с помощью суда, представляется нам актуальным".
Напомним, что несогласная с результатами президентских выборов оппозиция во главе с Левоном Тер-Петросяном с 20 февраля проводила в стране массовые акции протеста, которые 1 марта переросли в столкновения с правоохранительными органами. В общей сложности, в результате событий 1-2 марта погибли 10 человек, а 265 получили ранения различной степени тяжести. Тогда еще бывший президентом Армении Роберт Кочарян поздно вечером 1 марта подписал указ о введении в Ереване чрезвычайного положения сроком на 20 дней. Прокуратурой Армении выдвинуты обвинения против 59 человек за участие в массовых беспорядках в Ереване. По положению на 13 июня этого года под стражей находится 24 обвиняемых, еще в отношении 12 человек избраны другие меры пресечения.
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35