В Гунибском районе Дагестана внутрирелигиозные противоречия разрешились мирным путем
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В последнее время в Дагестане отмечается нарастание внутриконфессионального напряжения, когда по разные стороны конфликта оказываются жители одного и того же населенного пункта.
В качестве примера можно упомянуть ситуацию в селении Стальское Кизилюртовского района, где мусульмане даже пятничные молитвы совершают в разных мечетях, что считается совершенно недопустимым в исламе. Противостояние здесь идет между многочисленными сторонниками действующего имама центральной мечети Умарасхаба Алибекова и единичными последователями Духовного управления мусульман Дагестана и шейха Саида Чиркеевского.
Есть в Дагестане и примеры обратного характера. Житель селения Согратль Гунибского района, учитель истории Согратлинской средней школы и директор местного музея Магомед Ахтуханов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в начале 2008 года общественность селения желала назначить на должность имама селения Абдуллу Эмхова, который в том же году окончил крупнейшее исламское учебное заведение в мире — каирский аль-Азхар.
Отдельные жители, особенно проживающие в равнинных районах и городах Дагестана, хотели видеть имамом другого человека, и, в уже привычной для Дагестана манере объявляли Эмхова ваххабитом и экстремистом. По мнению Ахтуханова, такое отношение к Эмхову объяснялось желанием контролировать жителей населенного пункта, для которых мнение духовного лидера очень важно.
20 февраля 2008 года состоялся сход селения, где присутствовали и высокопоставленные чиновники республиканского уровня, и муфтий Дагестана Ахмадхаджи Абдуллаев. Прошли и выборы имама, в которых бесспорную победу одержал Эмхов.
Ахтуханов считает, что исход выборов объяснялся сплоченностью жителей селения Согратль: "Ведь должность духовного лидера является исключительно выборной. Назначенный кем бы то ни было имам ничего не сможет сделать, если за ним нет реальной силы".
Касаясь роли муфтия республики в религиозной жизни Дагестана, учитель истории счел необходимым отметить, что "все дело в раздвоенности личности" Абдуллаева.
"С одной стороны муфтий — это религиозный деятель, который должен выносить решения по той или иной проблеме, с другой — он с недавних пор стремится выполнять несвойственные занимаемой им должности, но присущие республиканским чиновникам функции, типа укрепление религиозной "вертикали" власти, что вступает в противоречие с исламскими канонами, а также служит источником нестабильности уже на местах. Ведь не секрет, что в Дагестане не все являются сторонниками Духовного управления мусульман", - поясняет собеседник корреспондента "Кавказского узла".
Что касается ситуации в Стальском, снять внутрирелигиозную напряженность в селении неоднократно пыталась сельская и районная власть, но пока это не удается. В последний раз стороны сели за стол переговоров 30 мая в здании администрации Кизилюртовского района. Его глава Магомед Гаджиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что встреча была плодотворной, так как оппоненты согласились решать проблемные вопросы путем дальнейших переговоров.
Напомним, что начало конфликта было положено в 2007 году, когда муфтий Дагестана Ахмадхаджи Абдуллаев в мечети объявил, что снимает с должности имама центральной мечети Алибекова, поэтому за ним нельзя молиться, а все его религиозные действия считаются не соответствующими исламским канонам. В защиту действующего имама тогда выступили все прихожане мечети, поэтому он продолжает работать и поныне.
По словам главы Кизилюртовского района, муфтий Дагестана Ахмадхаджи Абдуллаев в личной беседе отметил, что никогда не делал заявлений о снятии с должности Алибекова: "Я же молился за ним тогда, как после этого я могу заявить, что за ним нельзя молиться? При Алибекове сельчане разделились на две части, поэтому ему было предложено оставить пост, раз он не может объединить всех".
Присутствовавший на встрече в администрации Кизилюртовского района житель Стальского Нуцалхан Магомедов заявил, что обстановка в населенном пункте не улучшится и после встречи, потому что противники действующего имама неоднократно уточняли у муфтия Дагестана, можно ли молиться за ним и всегда получали ответ, что нельзя.
В свою очередь, начальник РОВД Кизилюртовского района Магомед Хурбеков при личной беседе с корреспондентом "Кавказского узла" сегодня отметил, что милиция никому не позволит нарушить правопорядок в населенном пункте, а оппоненты Алибекова предупреждены о недопустимости разжигания внутрирелигиозного напряжения.
Как уже сообщал "Кавказский узел", совсем по-другому протекали события в поселке Шамхал Кировского района Махачкалы. Здесь 17 марта 2006 года прямо в центральной мечети завязалась массовая потасовка, где самое активное участие принимали многочисленные сторонники Духовного управления мусульман Дагестана, которые прибыли в поселок из близлежащих населенных пунктов.
В результате конфликта небольшие ушибы получили несколько человек, одному оказали стационарную помощь. Действующего имама Пайзуллу Мирзамагомедова тогда сместили с должности, его место занял Магдигаджи Абидов, на которого в том же году было совершено покушение. Ставленник Духовного управления мусульман Дагестана получил девять огнестрельных ранений, он долго лечился в одной из больниц столицы Дагестана.
Ныне в поселке Шамхал функционируют две центральные мечети, имамом одной из них и работает Пайзулла Мирзамагомедова. С его слов, обстановка в населенном пункте в последние дни имела четкую тенденцию к ухудшению, в подоплеке которой лежал бытовой конфликт между сторонником шейха Саида Чиркеевского и тем, кого последователи шейха и Духовного управления мусульман Дагестана называют ваххабитом.
После драки первый вызвал подмогу, которая прибыла с оружием в руках из близрасположенных населенных пунктов и Махачкалы, но дело до драки не дошло, так как между сторонами стали стеной милиционеры. Глава муниципального образования "Поселок Шамхал" Магомед Хизриев подтвердил факт противостояния, но заявил, что сегодня обстановка уже нормализовалась.
Отметим, что сама должность имама является выборной, но Духовное управление мусульман Дагестана проводит политику назначений. В основном упор делается на последователей шейха Саида Чиркеевского и выпускников исламских учебных заведений, подконтрольных официальному духовенству, что не всегда нравится дагестанцам, которые в подавляющем большинстве случаев не являются сторонниками Духовного управления мусульман Дагестана и Саида Чиркеевского.
Как уже сообщал "Кавказский узел", президент Республики Дагестан Муху Алиев считает необходимым создать в республике один-два центра для подготовки исламского духовенства. "У нас в республике больше всего мечетей - 1680, множество медресе", - сообщил он в декабре прошлого года.
"У нас очень тесные контакты почти со всеми мусульманскими странами, но другое дело, что получение образования в арабских странах не всегда благотворно проявляется в российских регионах. Не всегда окончившие там вузы возвращаются на родину людьми российской идентичности. А ведь это молодые амбициозные люди, получившие хорошее образование", - заметил Муху Алиев, добавив, что правительство республики очень тесно сотрудничает с Духовным управлением мусульман.
Напомним, что в газете "Московские новости" в прошлом году была опубликована статья Ахмеда Магомедова "Джихада у нас нет". В ней, в частности, говорится, что не менее 30% дагестанских мусульман не доверяют местному Духовному управлению.
Правда, некоторые представители исламских организаций выступили с опровержением. "Утверждения о том, что более 30% правоверных Дагестана не доверяют региональному духовенству, - откровенная неправда", - заявил председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦ МСК) Исмаил Бердиев.
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске