В суде, вызванном почтовой блокадой Грузии, третьим лицом выступит МИД РФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера, 25 января, в Сыктывкарском городском суде Республики Коми началось рассмотрение дела о законности российских тарифов на международную почтовую связь, инициированное правозащитниками после введения почтовой блокады Грузии. О ходе заседания и сути процесса рассказал корреспонденту "Кавказского узла" истец - член правления Коми правозащитной комиссии (КПК) "Мемориал" Эрнест Мезак.
"Такой акт Всемирного почтового союза (ВПС) как Всемирная почтовая конвенция устанавливает, что тарифы на пересылку международных почтовых отправлений должны утверждаться почтовыми администрациями стран-членов ВПС. Почтовой администрацией России является Мининформсвязи РФ. Однако в марте 2006 года министерство устранилось от исполнения своих тарифных обязанностей, переуступив эту доходную, надо полагать, деятельность Федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) "Почта России". Естественно, без должных правовых оснований. Это действие-бездействие (чего там больше, сказать сложно) я и обжаловал в Сыктывкарском горсуде", - поясняет заявитель.
"Есть почтовая конвенция 2004 года, на которую я ссылаюсь, и есть утвержденные Правительством РФ правила оказания услуг почтовой связи, на которые ссылаются Мининформсвязи РФ и "Почта России". В правилах сказано, что пересылка международных почтовых отправлений – это "иные услуги почтовой связи", а тарифы на них устанавливает каждый почтовый оператор самостоятельно. Судья Ирина Смолева в такой ситуации должна применить норму ГПК РФ, согласно которой, обнаружив противоречие между международным договором и национальным правовым актом, суд должен применить норму международного договора", - продолжает правозащитник.
По словам Мезака, до конца прошлого года единственной проблемой г-жи Смолевой было то, что Мининформсвязи РФ игнорировало пожелание суда предоставить ему копии актов Всемирного почтового союза за 1995-2005 годы. Тогда судья, по ходатайству истца, запросила эти акты у МИДа, но и внешнеполитическое ведомство страны обращения сыктывкарского суда ответом не почтило.
Вчера судебный процесс должен был в очередной раз отложиться, так как суд так и не получил все необходимые ему акты ВПС. Но, 12 января в суд поступило отправленное 29 декабря письмо представителя ФГУП "Почта России" А. Орешкина, в котором он утверждает, что Всемирная почтовая конвенция 2004 года и два основанных на ней регламента ВПС не должны применяться судом, так как конвенция не была ратифицирована, как того требует федеральный закон "О международных договорах РФ". В связи с этим заседание 24 января все-таки состоялось.
В начале заседания с 15-минутной речью выступил истец.
"С момента возникновения Российской Федерации как суверенного государства всемирные почтовые конвенции (вашингтонская 1989 года, сеульская 1994 года, пекинская 1999 года и бухарестская 2004 года) ни разу не ратифицировались. Однако, это не мешало федеральным органам государственной власти применять эти конвенции как в отношениях с другими странами, так и внутри государства. Так, при разрыве почтовой связи с Грузией ответчик (Мининформсвязи РФ) применил две нормы регламентов ВПС 2005 года, принятых во исполнение Всемирной почтовой конвенции 2004 года - суд получил от меня копию письма Россвязьнадзора, где подтверждается этот факт. Также известно, что в 2001 году кассационная инстанция Верховного суда РФ, рассматривая заявление ООО "Деловые женщины" о незаконности одной из норм правил оказания услуг почтовой связи, применила в деле пекинскую почтовую конвенцию", - пересказывает корреспонденту "Кавказского узла" Эрнест Мезак тезисы своего выступления в суде.
"Свое отношение с окружающим миром, в том числе с Международным бюро ВПС, Россия тоже строит исходя из того, что бухарестская почтовая конвенция для нашей страны обязательна", - говорил судье "мемориалец". В качестве доказательства Мезак предъявил циркуляр Всемирного почтового союза о приостановке почтовой связи между Россией и Грузией, но этот документ не был приобщен к делу, так как он был на французском языке.
"С учетом того, что РФ в лице своих госорганов признает обязательность для нее Всемирной почтовой конвенции 2004 года, то нормы Федерального закона (ФЗ) "О международных договорах РФ" не могут служить основанием для утверждения, что конвенция в России приобретет юридическую силу только после ее ратификации. Ведь помимо ФЗ существует еще и Венская конвенция о праве международных договоров.
В соответствии с Венской конвенцией Россия признала Всемирную почтовую конвенцию 2004 года обязательным для нашей страны международным договором по факту ее подписания официальным представителем Правительства РФ. По иронии судьбы, в качестве такового выступал генеральный директор "Почты России" Игорь Сырцов. В такой ситуации объявить о недействительности Всемирной почтовой конвенции 2004 года для РФ может только правительство России (а не "Почта России", и даже не сыктывкарский горсуд) в порядке, установленном Венской конвенцией. Т. е., необходимо найти законные основания для отказа РФ от участия во Всемирной почтовой конвенции и информировать об этих основаниях все страны-участницы ВПС. Затем надо ожидать три месяца, на предмет того, будет ли кто-то возражать против намерения России; если представители какой-либо страны начнут возражать, то организовать с ними переговоры и т.д. и т.п.", - аргументировал свою позицию Эрнест Мезак.
"Действительно, есть правовая неопределенность, касающаяся применимости актов ВСП 2004-2005 для РФ. Она вытекает из того, что бухарестская конвенция до сих пор не утверждена Правительством РФ. Но разбираться с этой неопределенностью должен не суд, а орган, отвечающий за связь России с внешним миром: Министерство иностранных дел РФ. Туда я в ноябре 2006 года уже отправил соответствующее заявление. По существу моего обращения министерство пока не ответило, так как у МИДа возникла необходимость проконсультироваться по спорному вопросу с Мининформсвязи РФ - копия соответствующего письма была представлена суду", - завершил свою речь на заседании суда в столице Коми г-н Мезак.
Далее, истец заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица в судебном споре МИД России. Представительница ФГУП "Почта России" - юрист филиала предприятия в Коми - по сути доводов правозащитника возражать не стала и попросила суд его прошение удовлетворить. Судья Смолева в ходатайстве не отказала, и МИД стал третьим лицом в процессе о законности российских тарифов на международную почтовую связь.
Напоследок, Ирина Смолева отчитала представительницу "Почты России" за непредоставление суду ранее запрошенных актов ВПС (1994-1995 и 1999 годов), запросила их в очередной раз и назначила следующее заседание на 28 февраля.
Напомним, что 11 октября активисты КПК "Мемориал" попытались отправить с сыктывкарского почтамта заказное письмо в Тбилиси. В этом им было отказано со ссылкой на телеграмму генерального директора ФГУП "Почта России" Игоря Сырцова от 2 октября, которая запретила филиалам предприятия принимать все виды почтовых отправлений, адресованных в Грузию, в связи с приостановкой почтового сообщения с этой страной.
17 октября член правления правозащитной организации Эрнест Мезак обжаловал решения руководства "Почты России" в сыктывкарском суде. В его заявлении утверждалось, что, объявив блокаду Грузии, почтовый оператор нарушил Устав и другие акты Всемирного почтового союза, а также федеральные законы "О связи" и "О почтовой связи".
18 октября судья Ирина Смолева оставила жалобу правозащитника без движения. Она решила, что действия "Почты России" можно оспорить лишь в порядке искового производства. 30 октября взамен жалобы был подан иск о понуждении "Почты России" к заключению публичного договора о пересылке заказного письма в Грузию. На что горсуд 31 октября вынес определение о подсудности такого иска мировому судье. Данная позиция была построена на предположении, что иск о понуждении к заключению договора носит имущественный характер, а сумма его оценки, равная цене неоказанной услуги, ниже 500 минимальных размеров оплаты труда (что исключает рассмотрение дела в городском суде).
Изучив доводы суда, юристы КПК "Мемориал" пришли к выводу, что иск к "Почте России" невозможно оценить в принципе. По причине отсутствия в России нормативного правового акта, устанавливающего тарифы на пересылку международных почтовых отправлений. Теперь ответчиком в суде является Мининформсвязи РФ.
-
13 ноября 2024, 00:44
-
12 ноября 2024, 14:07
-
12 ноября 2024, 13:56
Житель Карачаево-Черкесии получил 12 лет колонии за хранение взрывных устройств
-
12 ноября 2024, 13:09
Дело о дискредитации армии ахтубинцем Журавлевым дошло до суда
-
12 ноября 2024, 13:00
-
12 ноября 2024, 12:25